Страницы: 98 — 102
Размножение и развитие животных
Вспомни, приходилось ли тебе наблюдать, как размножаются животные в живом уголке, как животные заботятся о своём потомстве.
Однажды у моей бабушки кошка родила котят. Перед родами наша Мурка нашла теплое и темное местечко, чтобы появившимся на свет котятам было уютно. Котята появились на свет беспомощными и слепыми, они жалобно пищали и ползали на животе. Мурка часами лежала вместе с котятами, грела их своим теплом и кормила их молоком. После кормления она старательно вылизывала каждого котёнка. Спустя 3 недели малыши начали ходить, но делали это неуклюже и часто падали. Если они уходили далеко от мамы, Мурка брала их зубами за холку и возвращала обратно. Но уже спустя месяц котята осмелели и весело бегали по дому и играли друг с другом. Но все равно они всегда были под присмотром мамы. Наша Мурка очень заботливая мама.
1. Выберите группу животных и проследите по рисункам учебника, как размножаются и развиваются эти животные.
Размножение и развитие рыб, начинается с метания икры в воду. Из икринок появляются крохотные рыбки — мальки. Они питаются, растут, становятся взрослыми рыбами.
Размножение и развитие земноводных начинается с откладывания в воду икры. Затем из икринок появляются головастики. Головастики питаются, растут и становятся взрослыми лягушками или жабами.
Размножение и развитие пресмыкающихся начинается с откладывания яиц. Через некоторое время из них вылупляются маленькие ящерицы, крокодильчики или змейки. Детеныши растут, превращаются во взрослых животных.
Размножение и развитие птиц тоже начинается с откладывания яиц. Птицы насиживают яйца — согревают их своим теплом, затем из них вылупляются птенцы. Родители заботятся о потомстве, выкармливают птенцов до тех пор, пока они подрастут.
Размножение и развитие зверей происходит иначе. Звери, или млекопитающие рождают детёнышей и выкармливают их своим молоком. Большинство взрослых зверей охраняет своё потомство, а затем обучают его самостоятельно добывать корм.
2. Информацию, полученную с помощью иллюстраций, дополните сведениями из текста учебника.
Бабочка−крапивница откладывает яйца на крапиву. Из яиц вылупляются личинки. Личинки бабочек называются гусеницами. Они совсем не похожи на взрослых бабочек. Гусеницы питаются листьями крапивы, быстро растут, а потом превращаются в неподвижных куколок. Пройдёт немного времени, и из каждой куколки появится взрослая бабочка.
Развитие кузнечика начинается с откладывания яиц. Из яиц появляются крохотные кузнечики без крыльев — это личинки. Подрастая каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит в последний раз, из шкурки выходит взрослое насекомое — большое и с крыльями.
3. Подготовьте классу сообщение о размножении и развитии животных выбранной группы.
Сообщение по окружающему миру на тему «Размножение и развитие птиц»
Птицы откладывают яйца и заботятся о своём потомстве. Они строят гнёзда и высиживают в них яйца, согревая теплом собственного тела.
Через некоторое время из яиц появляются птенцы. У одних птиц они самостоятельные, а их тельце покрыто пухом. У других птенцы выклёвываются голыми и беспомощными. Но все они без исключения, первое время зависят от родителей. Пока они не научатся летать и самостоятельно добывать себе пищу.
Чтобы прокормить растущих птенцов, птицы с утра и до вечера занимаются поиском подходящего корма. Птенцы растут быстро и вскоре покидают родительские гнёзда.
Сообщение по окружающему миру на тему «Размножение и развитие зверей»
Звери (млекопитающие) рождают детёнышей и выкармливают их молоком.
У большинства млекопитающих детёныши рождаются весной. У лисы они живут в норе, у белки — в дупле или в гнезде на дереве, у бобра — в домике-хатке. Лисята и бельчата появляются на свет слепыми и беспомощными. А вот бобрята рождаются зрячими.
Большинство зверей заботятся о своём потомстве: взрослые охраняют детёнышей, а со временем приучают их самостоятельно добывать корм.
4. На основе сообщений других ребят сравните размножение и развитие разных животных (найдите сходство и различия).
Земноводные и рыбы размножаются в воде с помощью икринок — это их сходство. Однако, мальки рыб продолжают жить в воде, а детёныши земноводных − выходят на сушу — это отличие.
Птицы и пресмыкающиеся несут яйца — это их сходство. Но, птенцы беспомощные, а детёныши пресмыкающихся рождаются самостоятельными животными — это отличие.
Кто как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены?
- Яйцо − птенец − взрослая птица.
- Икринка − головастик − взрослая лягушка.
- Икринка − малёк − взрослая рыба.
- Яйцо − личинка − куколка − бабочка.
Проверь себя
1. Как размножаются и развиваются насекомые?
Насекомые откладывают яйца. Затем из яиц появляются личинки. Личинки питаются, растут и превращаются в неподвижных куколок. А из куколки уже появляется взрослое насекомое.
Но не у всех насекомых могут быть куколки, например, у кузнечика. Его личинка несколько раз сбрасывает шкурку, пока не превратится во взрослое насекомое.
2. Сравни развитие рыб и земноводных, земноводных и пресмыкающихся.
Земноводные и рыбы размножаются в воде с помощью икринок − это их сходство. Из икринок рыб появляются мальки. Малёк активно питается, быстро растёт и вскоре превращается во взрослую рыбу. А из икринок земноводных выходят головастики. Головастики питаются, растут, у них вырастают ноги и исчезает хвост. Через некоторое время головастики превращаются во взрослых лягушек или жаб.
Земноводные откладывают икру в в водоёмах, а пресмыкающиеся откладывают яйца на берегу. Маленькое потомство земноводных — головастики отличаются от своих взрослых родителей. А у пресмыкающихся детёныши являются копией своих родителей, только очень маленькие.
3. Что нового мы узнали о размножении и развитии птиц?
Почти все птицы весной строят гнёзда. В гнёзда птицы откладывают яйца и насиживают их − согревают своим теплом. Из яиц позже появляются птенцы, у некоторых птиц они рождаются покрытые пухом, у некоторых голыми.
В конце весны − начале лета птенцы многих птиц покидают гнёзда. Но хотя они уже и покрыты перьями, летают ещё плохо. Питаться самостоятельно тоже пока не могут. Родители некоторое время кормят своих птенцов и защищают от врагов.
4. Чем отличается размножение зверей от размножения всех других животных?
Только звери кормят своих детёнышей молоком. Из-за этого их называют млекопитающими.
5. Как заботятся о своём потомстве птицы и звери?
Птицы оберегают и кормят своих птенцов до тех пор, пока они не подрастут. Затем родители учат их летать.
У зверей детеныши рождаются очень маленькими. Первое время они питаются исключительно материнским молоком. Пока детеныши маленькие, звери заботятся о них, охраняют от врагов и учат самостоятельно добывать себе пищу.
Задания для домашней работы.
1. Запиши в словарик: личинка, куколка, малёк, головастик. Устно объясни значение этих слов.
Личинка − это ранняя стадия развития насекомого, ведущая самостоятельный образ жизни, которая отличается от взрослой формы. Личинка появляется из яиц.
Куколка − это стадия индивидуального развития насекомых с полным превращением во взрослого насекомого.
Малёк − это маленькая рыбка, недавно вышедшая из икринки.
Головастик − это личинка земноводных, недавно вышедшая из икринки.
2. Изготовь модель, показывающую развитие тех животных, которые тебя особенно заинтересовали.
3. Если представится возможность, понаблюдайте, как заботятся о своём потомстве собака, кошка, другие домашние животные. Сделай фотографии или рисунки. Приготовься рассказать на уроке о своих наблюдениях.
Однажды у моей бабушки кошка родила котят. Перед родами наша Мурка нашла теплое и темное местечко, чтобы появившимся на свет котятам было уютно. Котята появились на свет беспомощными и слепыми, они жалобно пищали и ползали на животе. Мурка часами лежала вместе с котятами, грела их своим теплом и кормила их молоком. После кормления она старательно вылизывала каждого котёнка. Спустя 3 недели малыши начали ходить, но делали это неуклюже и часто падали. Если они уходили далеко от мамы, Мурка брала их зубами за холку и возвращала обратно. Но уже спустя месяц котята осмелели и весело бегали по дому и играли друг с другом. Но все равно они всегда были под присмотром мамы. Наша Мурка очень заботливая мама.
4. С помощью книги «Зелёные страницы» подготовь сообщение на одну из тем: а) как развивается божья коровка; б) как выводят потомство зяблики; в) как бобры заботятся о своих детёнышах.
Сообщение на тему «Как развивается божья коровка»
Божьи коровки милые и красивые. Они притягивают взгляд своей яркой окраской. Но не все божьи коровки красного цвета. Они бывают желтого, оранжевого, коричневого, розового или даже полностью черного цвета. Всего в мире более 5 000 видов этих насекомых.
Как же развивается божья коровка?
Сначала божья коровка приклеивает свои яйца снизу к листьям. Внутри зреет личинка. Затем яйцо лопается и личинка выбирается наружу.
На жука личинка совсем не похожа. Она похожа на маленького, миллиметра полтора в длину, желтого червячка. Личинка выглядит беспомощной, но имеет острые челюсти для охоты. Личинка питается тлей и живёт примерно 3 недели. После она повисает вниз головой и превращается в куколку.
Куколка живет 1-2 недели. Когда куколка лопается, появляется жук. Молоденький жук не очень похож на взрослого жука. Надкрылья у него совсем светлые и пока не имеют точек. Первое время жук сидит, не шевелится. Медленно — медленно появляются на его бледном тельце тёмные точки. Постепенно и сами надкрылья становятся ярче. В течение дня божья коровка становится такой, какой мы привыкли её видеть.
Сообщение на тему «Как выводят потомство зяблики»
Зяблик — перелётная маленькая птица с ярким оперением. Вернувшись с тёплых краёв, эта певчая птичка приступает к строительству гнезда, чтобы вывести потомство. Зяблики строят гнёзда обычно на развилке у ствола ели, берёзы, ольхи или сосны. Гнёзда этих птиц глубокие и с прочными стенками.
В гнезде зябликов обычно бывает пять яиц. Насиживает их мама — зяблик, но иногда и папа — зяблик подменяет ее. Примерно через две недели появляются птенцы. Родители кормят птенцов насекомыми: мошками, мухами, гусеницами, личинками жуков. Особенно трудится мама — зяблик, она успевает и накормить птенцов, и обогреть.
Когда птенцы подрастают, они покидают гнездо. Но первые десять дней живут под присмотром родителей. После этого становятся самостоятельными.
Во многих местах, особенно на юге, родители — зяблики успевают воспитать второй выводок.
Сообщение на тему «как бобры заботятся о своих детёнышах»
Бобры — грызуны, которым присвоили титул «Король грызунов». Бобры красивы, длина их тела достигает 70 сантиметров, а вес до 30 килограммов. Живут бобры долго — до 25 лет
Живут бобры семьями. Каждый год, весной, на свет появляются от двух до пяти малышей. Только что родившиеся бобрята — необыкновенно милые создания. Они зрячие и покрыты шерсткой. В первый же день проявляют самостоятельность: пытаются выползти из норы. Но родители удерживают их, потому что пока бобрята не могут нырять — слишком лёгкие. Вода выталкивает их, как пробку. А не умея нырять, не попадешь обратно в норку, ведь вход в неё находится под водой.
Поэтому взрослые заставляют своих непоседливых детишек целый месяц сидеть дома. Мамаша кормит их молоком, а папа-бобр на десятый-одиннадцатый день начинает приносить им на обед свежую зелень.
5. В книге «Великан на поляне» прочитай один из рассказов: «Изучили», «История с головастиком». Чему может научить тебя прочитанный рассказ?
В этих рассказах описаны случаи бездушного отношения детей к природе. Любопытство — это хорошо, но когда это любопытство никому не наносит вреда! Нужно помнить о крохотных беззащитных существах, которые начинают свою маленькую, но очень нужную жизнь. У головастиков в пруду полно врагов, которые в любую минуту могут их съесть. Они стараются выжить, так как тоже являются важной частью природы.
Одни мальчики рассмотрели икринки лягушки и оставили их погибать. Другие мальчики развлекались разгоняя по мели палками головастиков. Так поступать нельзя! Нужно всегда задумываться над тем, что ты делаешь!