Учебник Плешаков 3 класс. 1 часть. Страницы 88 — 93

Страницы: 88 — 93

Разнообразие животных

Вспомни, какие группы животных ты знаешь. Каковы главные признаки каждой из этих групп?

1. Насекомые

У взрослых насекомых есть три части тела: голова, грудь и брюшко. У них 6 ног. На голове находятся 2 усика. У большинства насекомых есть крылья.

2. Рыбы

Рыбы — это животные, которые живут в воде, плавают с помощью плавников и хвоста. Тело у них покрыто чешуёй.

3. Земноводные

Земноводные — это четвероногие животные, которые могут жить и в воде, и на суше. У них голая влажная кожа.

4. Пресмыкающиеся

Пресмыкающиеся (рептилии) — животные, тело которых покрыто роговыми чешуйками или щитками. Это — ящерицы, змеи, черепахи и крокодилы.

5. Птицы

Птицы — это животные, у которых тело покрыто перьями. У них есть два крыла, а вместо зубов — клюв.

6. Звери

Звери — это животные, которые выкармливают своих детёнышей молоком.  Тело большинства зверей покрыто шерстью.

Используя рисунок на с. 88, докажи, что животные удивительно разнообразны.

На Земле обитают самые разнообразные животные. Животные отличаются не только размерами, у них очень много отличий. Одни из них летают. Это многие насекомые и птицы. Другие плавают в воде. Это рыбы. Их тело покрыто чешуёй, а вода — их дом. Также в воде плавают и некоторые земноводные и
пресмыкающиеся. Например, лягушки, черепахи и крокодилы. Разнообразие животных можно перечислять и сравнивать до бесконечности. Животные очень разнообразны. Каждое из них
красиво и удивительно!

1. 2. Предложите ребятам других групп своё задание на классификацию животных. Оцените их ответы.

Распредели по группам следующих животных сом, аист, крокодил, курица, попугай, бабочка. тигр, собака, карась. черепаха, стрекоза.

Ответ:

  • Рыбы — сом, карась
  • Птицы — аист, курица, попугай.
  • Пресмыкающиеся — крокодил, черепаха
  • Насекомые — бабочка, стрекоза
  • Звери — тигр, собака.

2. В каждой группе животных много видов. Рассмотрите рисунок. На нём показаны следующие виды птиц: синица большая, поползень обыкновенный, воробей домовый. Названия, состоящие из двух слов, учёные дают всем видам животных. В повседневной жизни чаще говорят просто: синица, поползень, воробей. Животные разных видов заметно отличаются друг от друга, а животные одного вида очень схожи. Посчитайте, сколько на рисунке птиц каждого вида. Сколько всего птиц показано? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».

На рисунке мы видим 3 синицы больших, 2 поползня обыкновенных, 4 воробья домовых. Всего показано 9 птиц трёх видов.

3. Прочитайте текст. Используйте эту информацию при характеристике групп животных.
Учёным известно более 1 миллиона видов насекомых. Рыб известно более 20 000 видов, земноводных – примерно 6600, пресмыкающихся – примерно 8700, птиц – около 9000, зверей – около 5000.

Самой большой группой животных на планете являются насекомые — их более 1 миллиона видов. Остальные группы не столь многообразны. Учёные насчитывают 20 тысяч видов рыб, это вторая по численности группа. На третьем месте птицы, их 9 тысяч видов. А на четвёртом пресмыкающиеся, их 8700 видов. Млекопитающих всего 5 тысяч видов, а земноводных 6600.

4. Определите названия животных, изображённых на рисунках учебника (с.89−91). Для распознавания некоторых животных воспользуйтесь атласом−определителем. Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».

1. На первом рисунке: клоп−щитник, пчела, речной рак, улитка, майский жук, божья коровка, бабочка − желтушка, пиявка, стрекоза плоская, муха − журчалка, слизень, сенокосец, дождевой червь, водомерки.

2. На втором рисунке: креветка, кальмар, морские ежи, осьминог, морской огурец, краб, морская звезда, морская лилия.

3. На третьем рисунке: щука, утка−кряква, пескарь, зимородок, тритон, лягушка прудовая.

4. На четвертом рисунке: ящерица, белка, уж, цапля серая, жаба серая, оползень, черепаха болотная.

Проверь себя

1. Перечисли группы животных, с которыми мы познакомились на уроке.

Группы животных с которыми мы познакомились на уроке: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

2. Назови 1−2 представителей каждой из изученных групп животных.

  • Черви − дождевой червь, пиявка.
  • Моллюски − улитка, мидия.
  • Иглокожие − морской ёж, морская звезда.
  • Ракообразные − лобстер, королевский краб.
  • Паукообразные − скорпион, тарантул.
  • Насекомые − бабочка, клоп.
  • Рыбы − карась, акула.
  • Земноводные − жаба, тритон.
  • Пресмыкающиеся − черепаха, гадюка.
  • Птицы − ворона, синица.
  • Звери, или млекопитающие − медведь, заяц.

3. Как ты понимаешь, что такое виды животных? Приведи примеры.

Вид животных — это животные одной группы, которые отличаются друг от друга внешними признаками или строением. Например, окунь и сом. Или синица и орёл.

Задания для домашней работы.

1. Запиши в словарик: зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.

Зоология — наука о животных.

Земноводные — группа животных, живущая и в воде, и на суше.

Пресмыкающиеся — группа животных, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирем.

Млекопитающие — группа животных, тело которых покрыто шерстью. И которые выкармливают детёнышей молоком.

2. Определи группу животных по её представителю: морская звезда, стрекоза, краб, окунь, скорпион, лягушка, дятел, пиявка, осьминог, черепаха, медведь. Ответь устно.

Морская звезда — иглокожие
Стрекоза — насекомые
Краб — ракообразные
Окунь — рыбы
Скорпион — паукообразные
Лягушка — земноводные
Дятел — птицы
Пиявка — черви
Осьминог — моллюски
Черепаха — пресмыкающиеся
Медведь — млекопитающие

3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «История с пиявкой». Что можно сказать об отношении большинства людей к этим животным? Заслуживают ли они такого отношения?

Большинство людей недолюбливают пиявок за их внешность.
Пиявки не заслуживают такого отношения, они необходимы в природе как и рыбы, лягушки, водные насекомые, ракушки и прочая живность. Пиявки чувствительны к малейшему загрязнению водоёма, поэтому по ним можно определять качество воды.
Пиявки в основном обитают в прудах, озерах и водоемах. При укусе пиявка со слюной выделяет гирудин (вещество, разжижающее кровь).

4. Приведи примеры (устно) животных разных групп, которые встречаются в вашем крае. Дай этим животным краткую характеристику на основе наблюдений.

Черви: пиявки − живут в воде, достигают 15 см в длину, для человека и крупных животных неопасна.

Моллюски: беззубка и перловица − двустворчатые моллюски. Обитают на дне водоёмов.

Ракообразные: речной рак − самый известный представитель ракообразных. Живёт в пресных водах. Загрязнение водоёмов и усиленный вылов раков привели к тому, что во многих местах они стали редкими и нуждаются в охране.

Млекопитающие: выдра − крупный зверь. Длина её тела может достигать почти 1 м. Туловище обтекаемой формы, на лапах плавательные перепонки. Живёт по берегам лесных рек и питается рыбой.

Земноводные: лягушка травяная − вырастает до 10 см. Всё лето живёт на суше среди травы. Ведёт ночной образ жизни.

Пресмыкающиеся: уж обыкновенный − змея неядовитая и безобидная. По бокам головы − два жёлтых пятна, которые помогают отличить ужа от других змей. Длина ужей обычно не более 1 м. Встречаются чаще всего по берегам водоёмов. Они хорошо плавают и ныряют. Питаются в основном лягушками.

Птицы: трясогузка − можно встретить почти всюду: на городской улице и луговой тропинке, у воды и в поле. Её легко узнать по одной особенности: она постоянно трясёт хвостиком. Отсюда название «трясогузка».

Рыбы: окунь − пресноводная хищная рыба. Обычно бывает длиной около 30 см, но может вырасти и до 50 см. На первом спинно плавнике сзади чёрное пятно. Хвостовой плавник и плавники на брюхе красные.

Паукообразные: паук−крестовик − обитает в лесах, парках, садах. Верхняя сторона брюшка у них украшена рисунком в виде креста. Плетут большие сети, похожие на велосипедные колёса. Для человека не опасны.

Насекомые: жук−носорог, если смотреть на него сбоку, действительно похож на носорога. На голове у самца − большой рог, а у самки − бугорок. Длина тела жука до 4 см.

Поделитесь ответами с друзьями