Учебник Плешаков 3 класс. 1 часть. Страницы 80, 81, 82, 83

Страницы: 80, 81, 82, 83

Размножение и развитие растений

Вспомни, что ты знаешь о взаимосвязи цветов и бабочек. Какие условия нужны для прорастания семян? Как, по твоим наблюдениям, развивается растение из семени?

Бабочки питаются нектаром с цветков растений. Перелетая с цветка на цветок, они их опыляют. Растения размножаются только после опыления цветков. Получается, что бабочки помогают растениям размножаться, а растения дают пищу бабочкам.

Чтобы семя проросло, ему нужны почва, вода, тепло и воздух. Семя прорастает, когда попадает во влажную тёплую почву.

Сначала из семени появляются корешок и росток. Росток тянется к свету вверх, а корень вниз. Росток начинает
получать питание из почвы с помощью корня. Росток
превращается в стебелёк и появляются первые листочки.

Однажды учёные поставили опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали 2 ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей − ни одной! Выскажи предположение, почему это произошло. Проверь себя по тексту учебника.

Для того, чтобы завязались плоды, должно пройти опыление цветка. Пчёлы питаются нектаром цветков и одновременно их опыляют. Марля явилась преградой для пчёл, они не смогли пробраться к цветкам. Цветки не получили опыление, поэтому на ветке с марлей не завязались плоды.

Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому? Проверьте себя по тексту учебника.

Плоды клёна, липы, берёзы имеют особые крылышки, а плоды одуванчика − лёгкие парашютики. Эти плоды приспособлены к тому, чтобы путешествовать с помощью ветра.

У плодов репейника есть маленькие крючочки, а у плодов череды − острые зубчики. Крючочками и зубчиками плоды цепляются за шерсть зверей, за одежду человека. Так они «переезжают» на новое место, где упав на землю прорастают.

Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

На каждом растении обычно созревает много плодов. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то новые взрослые растения не смогли бы здесь вырасти − им просто не хватило бы места. Поэтому растения расселяются с помощью ветра, животных, человека.

Обсудим!

1. Семя − это живое или неживое тело?

Семя − это живое тело, оно дышит и содержит в себе будущее растение. Семя начинает развиваться и расти, когда попадает во влажную тёплую почву.

2. Семена растений обычно хранятся в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?

Чтобы семя проросло нужны вода, тепло и воздух. В пакетиках с семенами нет воды, которая нужна семенам для прорастания.

3. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Пчёлы являются насекомыми-опылителям, то есть переносят пыльцу с одного растения на другое. Чем больше пчёл в саду, тем лучше будет урожай.

Проверь себя

1. Как происходит опыление у растений?

Опыление происходит при переносе пыльцы с одного цветка на другой. Обычно перенос пыльцы у растений происходит с помощью насекомых или ветра.

2. Что образуется на месте цветков после опыления?

На месте цветков после опыления образуется плод.

3. Как распространяются плоды растений?

Плоды распространяются с помощью ветра, с помощью животных или человека.

4. Какие условия нужны для прорастания семян?

Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух.

5. Как развивается растение из семени?

Сначала из семени появляются корешок и росток. Росток тянется к свету вверх, а корень вниз. Росток начинает
получать питание из почвы с помощью корня. Росток
превращается в стебелёк и появляются первые листочки.

Задания для домашней работы.

1. Запиши в словарик: опыление.

Опыление — процесс переноса пыльцы с одного цветка на другой.

2. Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.

Зимой можно увидеть на снегу плоды деревьев и других растений. Некоторые ещё висят на деревьях. За зиму они разносятся ветром на различные расстояния, некоторые плоды уносят птицы, съедают грызуны. Весной плоды начинают «путешествовать» вместе с тающим снегом, разносятся ручьями на различные расстояния.

3. Приготовь рассказ о том, как животные помогают растениям размножаться (опыляют цветки, распространяют плоды).

Очень часто животные помогают размножаться растениям.

Например, насекомые питаясь нектаром цветов, переносят пыльцу с цветка на цветок. Так они опыляют растения. Таких насекомых называют опылителями. К ним относятся бабочки,  пчёлы, шмели и многие другие летающие насекомые.

Некоторые плоды имеют крючки и колючки, с помощью которых они цепляются к шерсти животных. Животные разносят эти плоды далеко от растения.

Птицы и звери питаются плодами, а семена распространяться с отходами жизнедеятельности.

Некоторые птицы и животные делают запасы плодов на зиму, а потом забывать про них. Попадая в землю эти плоды могут прорасти и дать жизнь новому растению.

4. Рассмотри семена овощных растений. Сравни семена по размеру, форме, цвету.

Семена овощных растений отличаются по размеру, форме, цвету. Семена кабачка (4) самые крупные, имеют белый цвет и овальную форму в виде капли. Семена огурца (6) похожи на семена кабачка, но имеют меньший размер. Семена гороха (2) крупные, круглой формы и жёлтого цвета. Семена болгарского перца (5) белые, маленькие и сплющенные. А семена редиса (3) и свеклы (1) похожи между собой, они тёмные, маленькие и имеют круглую форму.

5. С помощью взрослых освойте действия по выращиванию декоративных цветочных растений и овощных культур.

Летом, мы с мамой на даче сажали цветочки под названием гавриш. Для этого нужно сначала посадить в землю семена гавриша на расстоянии примерно 1 сантиметра друг от друга и полить землю. В скором времени из семени появится корешок, а затем стебель и листочки.

Если вам понравился сайт, поделитесь страничкой в соцсетях, чтобы не потерять его:
×