Учебник Плешаков 3 класс. 1 часть. Страницы 72, 73, 74, 75, 76

Страницы: 72, 73, 74, 75, 76

Разнообразие растений

Вспомни, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники и травы. Назови несколько лиственных и хвойных деревьев. Какие растения называют дикорастущими, а какие − культурными?

Деревья имеют один твёрдый, одеревеневший ствол.

У кустарников несколько тонких твердых стволов.

У трав нет ствола, они имеют мягкие стебли.

Хвойные деревья — ель, пихта, сосна

Лиственные деревья — клён, берёза, дуб.

Дикорастущие растения — это травы, кустарники и деревья, которые не нуждаются в уходе и растут сами, без помощи человека.

Культурные растения — это растения, которые выращивают люди.

Используя рисунок на с.72, докажи, что растения очень разнообразны.

На рисунке мы видим богатое разнообразие растений: деревья, кустарники, травы, цветы. Позади мы видим высокие ели и сосны, чуть ближе — берёзы, могучий дуб, кустарники и маленькие ёлочки.

А какое удивительное разнообразие полевых цветов: колокольчики, одуванчики. клевер, ромашки и многие, многие другие. Какой пёстрый луговой ковёр от их цветения. Не уступают в пестроте и кустарники. Их цветы и плоды, как яркие капельки зависают среди зелёной листвы.

На рисунке лишь малая часть растений нашей планеты. А уже
какая яркая картина получается!

1. Определите, к каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клён, кедр.
Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.

цветковые: роза и клён.
хвойные: лиственница и кедр.
водоросли: морская капуста.

Задание для одноклассников.

Определите, к каким группам растений относятся: дуб, одуванчик, ламинария, пихта, ель.

Ответ:

цветковые: дуб и одуванчик
хвойные: пихта и ель
водоросли: ламинария

2. В каждой группе растений много видов. Что же такое виды растений?

Виды растений — это группы растений, которые имеют общие признаки и особенности. Например, все яблони относятся к одному виду, все берёзы — к другому, а все розы — к третьему.

Рассмотрите рисунок. Посчитайте, сколько на рисунке растений каждого вида. А сколько всего растений показано? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».

На рисунке показано:

  • 2 растения одуванчика лекарственного
  • 2 растения подорожника большого
  • 3 растения клевера красного.

Всего показано 7 растений трёх видов.

3. Прочитайте текст. Используйте полученную информацию при характеристике групп растений.

Учёным известно более 250 тысяч видов цветковых растений, около 100 тысяч видов водорослей. Мхов на свете около 20 тысяч видов, папоротников − более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.

Ответ:

Мир растений очень разнообразен. Цветковых растений открыто более 250 тысяч видов, водорослей — около 100 тысяч, мхов — 20 тысяч, папоротников — более 10 тысяч, а хвойных — около 600. Все они удивительны и важны для природы.

4. Определите с помощью атласа−определителя 2−3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.

С помощью атласа−определителя мне удалось определить в классе герань, хлорофитум, алоэ, опунцию и колокольчики.

Проверь себя:

1. Перечисли группы растений, изученные на уроке.

На уроке мы изучили следующие группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения и цветковые растения.

2. Какие особенности имеют растения разных групп?

Водоросли − растут только в воде.

Мхи − растут во влажных местах, у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на перья. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

Хвойные растения − вместо листьев у них хвоинки. У хвойных растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.

Цветковые растения − такие растения, у которых есть цветки и плоды. Цветковые растения наиболее разнообразны.

3. Приведи примеры различных видов растений.

Водоросли: морская капуста, кладофора, ламинария.

Мхи: сфагнум, кукушкин лен.

Папоротники: дербянка, многорядник.

Хвойные растения: ель, сосна.

Цветковые растения: одуванчик, берёза.

Задания для домашней работы.

1. Запиши в словарик: ботаника.

Ботаника − это наука о растениях.

2. Рассмотрите фотографии. К каким группам относятся изображённые на них растения? Ответь устно.

На фотографии изображены растения, которые можно отнести к группам:

  1. Папоротники.
  2. Цветковые растения.
  3. Мхи.
  4. Водоросли.
  5. Хвойные растения.

3. С помощью атласа−определителя определи несколько растений родного края (по своему выбору). Запомни их названия. Дай этим растениям краткую характеристику на основе наблюдений.

В нашей области можно встретить осоку, подорожник большой, клён остролистный.

Осока встречается по берегам водоёмов. У неё много видов. Это высокие растения, нередко до 1 метра. У осок стебли трёхгранные с узкими длинными листьями. Осока любит влажные места и часто растёт в болотах или у рек. Её листья иногда используют для плетения корзинок или ковриков.

Подорожник большой — лекарственное растение. Растёт вдоль дорог, на пустырях, лугах, по лесным опушкам и берегам водоёмов. Листья подорожника широкие и зелёные. Если поцарапаешься, можно сорвать листочек и приложить к ранке — он поможет быстрее зажить.

Клён остролистный называют так из-за острых выступов по краям листьев. Осенью листья клёна становятся ярко-красными или жёлтыми и красиво опадают. Из ствола клёна весной течёт сладкий сок, который можно пить или варить в сироп.

Поделитесь ответами с друзьями