Учебник Плешаков 3 класс. 1 часть. Страницы 68, 69, 70, 71

Страницы: 68, 69, 70, 71

Что такое почва

Вспомни свою работу в огороде, саду или на школьном участке. Какая там почва: какого цвета, сухая или влажная, плотная или рыхлая?

В огороде у нас чернозём. По свойствам он влажный и рыхлый, а по цвету чёрный.

Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве?

Почва − это верхний плодородный слой земли.
Для растений в почве содержатся вещества необходимые им для жизни.
Для некоторых животных почва служит домом, например для медведки, личинок, сверчков, кротов, многоножек, жаб, лесных мышей, дождевых червей.

Практическая работа

Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.

Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.

Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.

Вывод: в почве есть влага.

Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.

Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.

Вывод: почва состоит из перегноя.

Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.

Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.

Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.

Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.

Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.

Прочитай текст на с. 71. Используй полученную информацию при рассказе о почве.

Науку о почвах − почвоведение − создал замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев (1846−1903). Он называл почву кормилицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота.
В. В. Докучаев учил, как правильно обрабатывать почву, чтобы получать хорошие урожаи, как охранять её от разрушения. Например, он предупреждал, что нельзя возделывать на одном и том же месте из года в год одни и те же культурные растения. Нужна смена растений, иначе почва истощается. Нельзя хищнически вырубать леса − из−за этого мелеют и высыхают реки, остаются без влаги целые районы. Нельзя распахивать почву на больших пространствах, потому что от этого бывают пыльные бури, смыв почвы, образование оврагов.
Исследования В. В. Докучаева имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы.

Проверь себя

1. Что такое почва?

Почва − это верхний плодородный слой земли.

2. Какой состав имеет почва?

В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?

Доказать, что в почве есть воздух, просто. Нужно поместить немного почвы в воду и вскоре на поверхности воды появятся пузырьки. Это и есть доказательство того, что в почве есть воздух.

Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Этот опыт показывает, что в почве есть вода.

Если продолжать нагревать почву, то вскоре мы увидим дым, почувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной почвы, который образовался из остатков растений и животных. Этот опыт показывает, что в почве есть перегной.

Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серого цвета), насыплем в стакан с водой и размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка − глина.

Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его над огнём. Вода быстро испарится, а на стекле останется белый налёт. Это минеральные соли. Значит, в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?

В почве обитает много живых существ, например: медведки, личинки, сверчки, кроты, многоножки, жабы, лесные мыши, дождевые черви.

Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.

Задания для домашней работы.

1. Запиши в словарик главное свойство почвы.

Плодородие − это главное свойство почвы. Оно позволяет расти растениям.

2. На основе схемы на с.70 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.

3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового удалось тебе узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?

Из рассказа я узнал, что черви выползают на поверхность после дождя, потому что им нечем дышать в залитых водой норках.

Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух нужный для дыхания растений.

Передвигаясь по почве, они заглатывают её. Черви делают почву более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки.

Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать, потому что они очень полезные.

Поделитесь ответами с друзьями