Страницы: 66, 67, 68, 69, 70, 71
Что такое почва
Вспомни свою работу в огороде, саду или на школьном участке. Какая там почва: какого цвета, сухая или влажная, плотная или рыхлая?
В огороде у нас чернозём. По свойствам он влажный и рыхлый, а по цвету чёрный.
- Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве?
Почва − это верхний плодородный слой земли.
Для растений в почве содержатся вещества необходимые им для жизни.
Для некоторых животных почва служит домом, например для медведки, личинок, сверчков, кротов, многоножек, жаб, лесных мышей, дождевых червей.
Практическая работа
Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.
Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.
Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.
Вывод: в почве есть вода.
Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.
Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.
Вывод: почва состоит из перегноя.
Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.
Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.
Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.
Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.
- Рассмотри на с. 69 изображения образцов почвы. Сравни их между собой. Как ты думаешь, какая из этих почв наиболее плодородна? Почему? Проверь себя по тексту учебника.
Существуют разные виды почв, которые отличаются составом, структурой. Наиболее плодородна почва 2, потому что в ней больше черного цвета, который означает, что в почве есть чернозём.
- Прочитай текст на с. 71. Используй полученную информацию при рассказе о достижениях российской науки.
Науку о почвах − почвоведение − создал замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев. Он называл почву кормилицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота.
Докучаев учил, как правильно обрабатывать почву, чтобы получать хорошие урожаи, как охранять её от разрушения. Например, он предупреждал, что нельзя возделывать на одном и том же месте из года в год одни и те же культурные растения. Нужна смена растений, иначе почва истощается. Нельзя хищнически вырубать леса − из-за этого мелеют и высыхают реки, остаются без влаги целые районы. Нельзя распахивать почву на больших пространствах, потому что от этого бывают пыльные бури, смыв почвы, образование оврагов.
Исследования В. В. Докучаева имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы.
Обсудим!
Какое значение имеет почва для живой природы и хозяйственной жизни человека?
Почва очень важна для живой природы и жизни человека. В ней растут растения — деревья, цветы, трава, овощи и фрукты. Растения получают из почвы питательные вещества, воду и минералы, которые нужны им для роста.
Почва также является домом для многих живых существ: насекомых, червей, кротов и других животных, которые живут под землёй. Они помогают улучшать почву, делая её более плодородной.
Для человека почва тоже имеет большое значение. Благодаря ей мы можем выращивать сельскохозяйственные культуры, такие как пшеница, кукуруза, картофель и другие. Мы используем почву для создания парков, садов и огородов, чтобы получать продукты питания и наслаждаться природой.
Проверь себя
1. Что такое почва?
Почва − это верхний плодородный слой земли.
2. Какой состав имеет почва?
В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
3. Приведи примеры различных типов почв.
Типы почв:
- Подзолистая почва;
- Чернозём;
- Болотная почва;
- Луговая почва.
4. Почему и как надо охранять почву?
Почву нужно охранять, потому что она очень важна для жизни на Земле. В ней растут растения, которые дают нам еду и кислород. Также почва — дом для множества живых существ.
Чтобы охранять почву, нужно:
- не загрязнять её химикатами;
- правильно использовать землю в сельском хозяйстве;
- убирать мусор.
Охраняя почву, мы заботимся о природе и о будущем нашей планеты.
Задания для домашней работы.
1. Запиши в словарик главное свойство почвы.
Плодородие − это главное свойство почвы. Оно позволяет расти растениям.
2. На основе схемы на с.68 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получаются из почвы.
3. В книге «Великан на поляне» прочитай один из рассказов: «Уважайте жизнь дождевого червя», «Дороже жемчуга и злата – под ногами». Что нового тебе удалось узнать из рассказа?
Из рассказа я узнал, что черви выползают на поверхность после дождя, потому что им нечем дышать в залитых водой норках.
Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух нужный для дыхания растений.
Передвигаясь по почве, они заглатывают её. Черви делают почву более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки.