Страницы: 63 — 67
Берегите воду!
Вспомни, как люди используют воду. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Вода нужна в быту, на фабриках и заводах, в сельском хозяйстве.
На берегу реки строится станция водозабора, на которой очищается и отстаивается вода, которая потом по трубопроводам попадает в наши дома.
Жители эту воду расходуют, пьют, готовят пищу, стирают, делают уборку, принимают ванны и пользуются туалетами.
После этого вода попадает в канализацию и доходит до очистных сооружений и отстойников. Там вода вновь очищается и чистая возвращается в реку.
Подумай, почему нужно беречь воду.
С каждым годом люди потребляют всё больше воды. Чистой пресной воды на Земле остаётся всё меньше. Вредные вещества с фабрик и заводов загрязняют воду. Для того чтобы этого не происходило, необходимо строить очистные сооружения, не оставлять мусор на берегах рек и озёр, нельзя мыть возле водоёмов автомобили и мотоциклы. К воде нужно относиться бережно, чтобы сохранить жизнь на Земле.
1. Найдите на с.63 текст, в котором перечислены источники загрязнения воды. Назовите их.
Источники загрязнения воды: сточные воды, фабрики, заводы, нечистоты с ферм; вода, которой пользуются в быту.
2. Проанализируйте схему на с. 64−65. Какие источники загрязнения воды показаны на ней? Какие из них были упомянуты в тексте, а какие дополняют его?
Рассмотрите фотографии, помещённые рядом со схемой. Что на них изображено? Какие мысли вызывают у вас эти фотографии?
На основе схемы изготовьте модель «Источники загрязнения воды». Расскажите с её помощью о загрязнении воды.
На схеме показаны источники загрязнения воды в виде мусора, который выбрасывают в водоём, бытовые отходы, грязь после помывки авто, сточные воды завода, нечистоты с фермы, вода которую мы используем в быту.
Все источники упомянуты в тексте кроме грязи после мытья автомобиля и бытовых отходов.
На фото изображен чистый и загрязнённый водоём. Фотографии вызывают у меня противоречивые мысли: приятно видеть чистый водоём, а вот грязный − не очень. Нельзя допускать, чтобы водоёмы становились грязными. Воду нужно беречь!
На основе схемы изготовьте модель «Источники загрязнения воды». Расскажите с её помощью о загрязнении воды.
Источников загрязнения воды может быть много, в первую очередь — это сам человек.
Люди моются, моют посуду, убираются и грязная вода по сточным трубам уходит в канализацию. Затем она попадает на очистительные сооружения, где должна пройти очистку. Если очистка воды проходит не качественно, то грязная вода попадает в речку.
Промышленные предприятия тоже используют много воды, но некоторые предприятия сливают свои отходы в реки и озера и загрязняют их.
Есть недобросовестные люди, которые моют свои автомобили возле водоёмов, куда потом стекает грязная вода.
Много грязной воды поступает с ферм и других сельскохозяйственных предприятий. Такая вода может нести с собой остатки жизнедеятельности животных и загрязнять воду.
Невоспитанные люди, отдыхающие на природе, часто оставляют после себя мусор, потом вместе с дождевой водой эта грязь попадает в водоёмы.
3. Как вы поступите, если обнаружите, что из неисправного крана или повреждённой трубы течёт вода? Обсудите в классе.
Если я обнаружу, что течёт вода из повреждённой трубы или крана, я перекрою вентиль и позову на помощь взрослых.
Проверь себя
1. Что нового ты теперь знаешь о значении воды для людей?
Без воды человек не сможет существовать. Каждый из нас пьёт воду, употребляет её в пищу, использует для бытовых нужд. Вода необходима для промышленного производства.
2. Отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях?
Источники загрязнения воды: сточные воды, фабрики, заводы, нечистоты с ферм; вода, которой пользуются в быту.
3. Чем опасно загрязнение воды?
Загрязненную воду нельзя пить. В ней гибнут рыба, водные растения и животные которые обитают у водоема.
4. Как люди охраняют воду от загрязнения?
Строятся специальные очистные сооружения для очистки воды. Проводится разъяснительная работа среди населения о недопустимости загрязнения водоемов.
5. Как каждый человек должен беречь воду?
Нужно следить за тем, чтобы не капали краны в доме, тратить воду только в необходимых количествах. Не мыть руки под сильной струёй, не охлаждать проточной холодной водой бутылки с газировкой.
Задания для домашней работы.
1. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот: сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережёшь!
2. Попроси взрослых научить тебя снимать показания водосчётчиков.
Родители показали мне, где находятся показания на водосчетчике, как нужно их записывать в квитанцию об оплате за воду. Нужно записывать цифры, которые находятся вначале. Не нужно записывать цифры, которые находятся справа после запятой в красной рамочке.
3. Узнай, какая работа по охране воды от загрязнения проводится в вашем городе (селе).
В моём городе есть специальные очистные сооружения для очистки воды. Ведётся борьба с недобросовестными предприятиями, которые нарушают закон и сбрасывают загрязненную воду в водоёмы.