Страницы: 56, 57, 58, 59
Вода
Вспомни, где в природе встречается вода. Какое значение она имеет для растений, животных, человека?
Вода содержится в реках, озёрах, болотах, морях и океанах, а также глубоко под землёй. Содержится вода и в атмосфере. Облака, капли дождя, снег, град, туман и роса — это тоже вода.
Вода имеет огромное значение для человека, растений, животных. Растения не могут расти и развиваться без воды. Животным и человеку необходимо пить воду для поддержания жизненных процессов в организме. Для некоторых животных вода является средой обитания.
Свойства воды
Практическая работа
Проделай опыты по инструкции учебника. Определи и назови цель каждого опыта, устно опиши его ход. Выводы из опытов запиши в рабочей тетради. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».
Опыт 1. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Цель этого опыта определить, является ли вода прозрачной.
Мы опустили в стакан ложку. Ложка осталась видимой. Это говорит о том, что вода прозрачная.
Вывод: вода прозрачная.
Опыт 2. Сравни цвет воды с цветом полосок, изображённых в учебнике. Имеет ли она цвет?
Цель опыта определить, какой цвет имеет вода.
Мы сравнивали по очереди цвет воды с цветом полосок. Помещенные в воду полоски не меняли цвет. Это значит, что вода бесцветная.
Вывод: вода бесцветная.
Опыт 3. Определи, имеет ли чистая вода запах.
Цель опыта определить, имеет ли вода запах.
Мы понюхали воду, но ничего не почувствовали. Вода не имеет запаха.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 4. Насыпь в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же измельчённого мела. Помешай. Что произошло? О чём говорит этот опыт?
Цель опыта определить, может ли вода растворять различные вещества.
Мы насыпали в один стакан немного соли, затем размешали ложкой. Соль растворилась в воде.
После мы насыпали в стакан с водой немного мела и начали размешивать. Мел не растворился в воде. Значит соль в воде растворяется, а мел не растворяется.
Вывод: вода может растворять многие вещества, но не всё.
Опыт 5. Из специальной бумаги по рисунку−инструкции сделай фильтр. Пропусти через фильтр загрязнённую воду. Что наблюдаешь?
Цель опыта проверить, можно ли очистить загрязнённую воду.
Мы пропустили через бумажный фильтр загрязнённую воду. Грязь осталась в фильтре, а чистая вода стекла в стакан. Значит, воду можно очищать с помощью фильтров.
Вывод: воду можно очистить от примесей с помощью фильтра.
Опыт 6. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Почему?
Цель опыта узнать, как ведёт себя вода при нагревании.
Вода в трубке поднимается потому, что при нагревании воды происходит не только её нагрев, но и её расширение. Так происходит, потому что частицы воды, молекулы, при нагревании движутся быстрее, сталкиваются между собой, отталкиваются от стенок сосуда, расстояние между молекулами увеличивается, и поэтому жидкость занимает больший объем.
Вывод: при нагревании вода расширяется, так как её частицы начинают двигаться быстрее.
Опыт 7. Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как ты это объяснишь?
Цель опыта узнать, как ведёт себя вода при охлаждении.
При охлаждении вода «сжимается». После охлаждения уровень воды в трубке понизился относительно первоначальной отметки, потому что вода уменьшилась в объеме. При охлаждении воды движение её частиц замедляется, расстояние между молекулами уменьшается, и жидкости требуется меньший объем.
Вывод: при охлаждении вода сжимается, так как её частицы начинают двигаться медленнее.
1. Рассмотрите рисунок на этой странице. Объясните, что происходит с частицами воды при её нагревании и охлаждении.
При нагревании частицы движутся быстрее, сталкиваются между собой, отталкиваются от стенок сосуда, расстояние между молекулами увеличивается, и поэтому жидкость расширяется. При охлаждении воды движение её частиц замедляется, расстояние между молекулами уменьшается, и жидкость сжимается.
2. Вода растворяет многие вещества. Где в быту используется это её свойство? Свой ответ сравните с ответами других ребят. Сделайте общий вывод.
Способность воды растворять вещества используется человеком для приготовления пищи. Чтобы придать вкус продуктам, мы растворяем соль и сахар.
Для стирки белья мы растворяем в воде порошок, для уборки дома и мытья посуды — специальные моющие средства.
Вывод: способность воды растворять вещества активно используется человеком для своих целей.
Проверь себя
1. Какую роль играет вода в жизни организмов?
Существование организмов без воды невозможно. Вода входит в состав живых организмов, является их частью. Многие организмы живут в воде. Без воды они исчезнут.
2. Как мы изучали свойства воды?
Мы изучали свойства воды с помощью опытов.
3. О каких свойствах воды ты теперь знаешь?
Теперь я знаю о следующих свойствах воды:
- Вода прозрачная.
- Вода бесцветная.
- Вода не имеет запаха.
- Вода способна растворять некоторые вещества.
- Воду можно очистить через фильтр.
- При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается
4. Как можно очистить загрязненную воду?
Загрязненную можно очистить с помощью фильтров.
Задания для домашней работы.
Отмечай в рабочей тетради, сколько стаканов воды, чашек чая, других напитков ты и члены твоей семьи выпиваете в день. Сделай вывод.
Каждый день члены моей семьи в среднем выпивали около полутора литров жидкостей.
Вывод: человек не может существовать без воды.