Страницы: 44, 45, 46, 47
Тела, вещества, частицы.
Вспомни, на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают.
Все предметы, которые нас окружают можно разделить на 2 группы: природные и искусственные (сделанные человеком).
Рассмотри схему. На какие две группы можно разделить тела? Приведи примеры тел каждой группы.
Тела можно разделить на 2 группы: естественные тела (тела природы) и искусственные тела (тела, созданные руками человека).
Примеры естественных тел: камень, яблоко, цветок.
Примеры искусственных тел: телевизор, стул, лампа.
Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе о частицах.
Ещё в глубокой древности учёные высказывали мысль о том, что тела состоят из невидимых глазом частиц. Этим они объясняли многие природные явления. Почему, например, высыхает намокшая одежда? Потому что с неё улетают частички воды, которые мы не видим.
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов (1711−1765) считал, что невидимые частицы бывают сложными и простыми.
Сложные частицы состоят из простых. Одни и те же простые частицы, по−разному соединяясь, могут образовывать разные сложные частицы. Этим М. В. Ломоносов объяснял разнообразие веществ в природе. Позже учёные сложные частицы назвали молекулами, а простые − атомами.
1. Проверьте с помощью учебника, верны ли приведённые ниже утверждения.
- Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.
- Вещества − это то, из чего состоят тела.
Оба приведённых утверждения верны.
2. Выберите из списка сначала тела, потом вещества. Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».
Подкова, стакан, железо, кирпич, сахар, арбуз, соль, крахмал, камень.
Тела: подкова, стакан, кирпич, арбуз, камень.
Вещества: железо, сахар, соль, крахмал.
3. Покажите с помощью модели процесс растворения кусочка сахара в воде.
Модель показывает процесс растворения сахара в воде. Кусочек сахара в воде распался на мельчайшие, не видимые глазом частицы, из которых он состоял (растворился), и эти частицы перемешались с частицами воды.
Изобразите с помощью модели расположение частиц в твёрдом теле, жидкости, газе.
Проверь себя
1. Что называют телами? Приведи примеры.
Любой предмет и любое живое существо можно назвать телом. Камень, кусок сахара, дерево, птица, проволока − это тела.
Звёзды, планеты, Луна − тоже тела. Их называют небесными телами.
2. Что такое вещества? Приведи примеры.
Веществами называют то, из чего состоят тела. Кусок сахара − тело, а сам сахар − вещество. Алюминиевая проволока − тело, алюминий − вещество. Примеры веществ: золото, вода, кислород.
3. Из чего состоят вещества? Как это доказать?
Любые вещества состоят из частиц. Доказать это можно на примере стакана вода и сахара. Необходимо в стакан с жидкостью опустить кусочек сахара. Мы увидим процесс растворения сахара (вещества) в жидкости.
4. Что ты можешь рассказать о частицах?
Каждое вещество состоит из частиц. Между частицами есть промежутки. В твёрдых телах эти промежутки совсем маленькие, в жидкостях побольше, в газах ещё больше. В любом теле, веществе все частицы постоянно движутся.
Невидимые частицы бывают простыми и сложными. Сложные частицы состоят из простых частиц и называются молекулами. Простые частицы – это атомы.
5. Опиши особенности твёрдых тел, жидкостей и газов.
Все твёрдые тела способны сохранять форму и объём.
Жидкости текучи, они не способны сохранять своей формы, принимая форму того сосуда, в который их наливают. Но при этом сохраняется их объём.
Газы летучи, они не сохраняют своей формы и занимают весь предоставленный им объём.
Задания для домашней работы.
1. Запиши в словарик: тело, вещество, частица.
Тело − это любой предмет или любое живое существо.
Вещество − это то, из чего состоит тело.
Частица − это то, из чего состоит вещество. Частицы бывают простыми и сложными. Простые частицы − это атомы, а сложные частицы − это молекулы.
2. Устно приведи примеры твёрдых тел, жидкостей и газов, известных тебе в повседневной жизни.
Примеры твёрдых тел – карандаш, камень, стакан, кирпич.
Примеры жидкостей – молоко, вода, бензин, сок.
Примеры газов – кислород, водород, углекислый газ, гелий.