Учебник Плешаков 3 класс. 1 часть. Страницы 24, 25, 26, 27

Страницы 24, 25, 26, 27

Что такое экология

Объясни, как ты понимаешь слово «экология».

Экология − это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

История с комарами и кошками.

 

  • Проследи по схеме основные события этой истории. Опираясь на схему расскажи о них.

Сначала на острове стало много комаров, которых решили уничтожить люди. Для этого они использовали сильные химикаты, которые попали на растения. Этими растениями питались тараканы. Тараканы тоже становились отравленными, а их поедали ящерицы. Яд передавался ящерицами, которые были пищей для кошек. Большое количество яда убивало кошек, и на крыс охотиться было не кому.

Назовите группы экологических связей, которые представлены этими схемами. Обратите внимание, что стрелки направлены в разные стороны. Как вы думает, что это означает?

Приведите примеры связей каждой группы. В своём ответе учите направления стрелок.

ЖИВОЕ − НЕЖИВОЕ: взаимодействие живой и неживой природы. Например: солнце дарит тепло и свет растениям; растения выделяет кислород в воздух.

РАСТЕНИЯ − ЖИВОТНЫЕ: взаимодействие животного мира и растений. Например: животные едят плоды и семена; животные переносят семена растений на другие территории, помогают растениям распространяться.

ЧЕЛОВЕК − ПРИРОДА: взаимодействие природы и человека. Например: человек сажает растения; человек питается плодами растений.

2. С помощью рисунка расскажите, что составляет окружающую среду для растения, животного, человека. Предложите модель, показывающую связь организмов и окружающей их среды. Обсудите представленные модели в классе. Выберите наиболее удачные.

Окружающая среда для растения: земля, вода, воздух, солнце, другие растения, птицы, животные и человек.

Окружающая среда для животных: земля, солнце, воздух, растения,  вода,  другие животные, человек.

Окружающая среда для человека: земля, солнце, воздух, вода,  растения, грибы, животные и другие люди.

Модели связи организмов и окружающей их среды:

  • Морковка − мышка − лиса − орёл.
  • Солнце − трава − заяц − волк.
  • Солнце − цветок − пчела − человек.
  • Вода − водоросли − рыба − медведь.

Проверь себя

1. Что такое окружающая среда? Опиши окружающую среду природных объектов изображённых на схеме.

Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой.

Для дерева окружающая среда – это воздух, солнце, земля, вода, другие растения, животные, человек.

Для зайца окружающая среда − это воздух, солнце, земля, вода, растения, другие животные и человек.

2. Что изучает наука экология?

Экология − это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

3. Какое значение для людей имеет экология?

Знания об экологии позволяют человечеству сохранять в безопасности окружающий мир: думать о последствиях своих поступков, не причинять природе вреда, беречь и защищать её.

4. Как можно показать экологические связи с помощью модели?

Экологические связи можно показать с помощью таких моделей:

  • Морковка − мышка − лиса − орёл.
  • Солнце − трава − заяц − волк.
  • Солнце − цветок − пчела − человек.
  • Вода − водоросли − рыба − медведь.

Задания для домашней работы.

1. Запиши в словарик: окружающая среда.

Окружающая среда − это всё, что окружает живое существо и с чем оно связано.

2. Найди в библиотеке книги по экологии. Прочитай выбранную тобой книгу. Приготовь по ней сообщение, дополняющее материал урока.

Охрана природы

Давно прошли те времена, когда люди использовали природные богатства, не задумываясь о последствиях. Сейчас люди понимают, что нашей хрупкой природе грозит опасность, поэтому её начали активно охранять.

На многих промышленных предприятиях приняты меры для того, чтобы в окружающую среду попадало меньше опасных веществ. Устанавливают очистительные сооружения, переходят на более экологичные виды топлива.

Восстанавливают вырубленные леса и озеленяют города. Чтобы сохранять редкие виды растений и животных, которые находятся на грани вымирания, создаются заповедники и национальные парки. Это закрытые зоны для туристов, где природа может развиваться естественным путём.

Чтобы контролировать и вести учёт редких видов растений и животных, была создана Красная книга России. В неё внесены все редкие и исчезающие виды, за которыми ведётся особое наблюдение. Если вид исчезает, принимаются меры по его сохранению.

Каждый из нас может помочь в охране природы: экономить воду, сортировать мусор, беречь энергию. Даже такие простые действия важны для сохранения нашей планеты.

Поделитесь ответами с друзьями