Страницы: 122, 123, 124
Организм человека
Вспомни и расскажи о внешнем и внутреннем строении человека?
Внешнее строение человека: голова, шея, туловище, верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги).
Внутреннее строение человека — это те органы, которые находятся внутри человека: головной мозг, лёгкие, сердце, печень, почки, желудок, кишечник и т.д.
Подумай, почему каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека.
Знать, как устроен и как работает организм, человеку нужно для того, чтобы как можно дольше поддерживать себя в хорошей форме, сохранить как можно дольше здоровье и не вредить себе.
Практическая работа
1. Подумайте, как можно измерить свой рост и массу тела. Что для этого потребуется?
Для того, чтобы измерить рост нужен ростомер. Если нет ростомера, то рост можно измерить при помощи сантиметровой ленты или рулетки. Для этого нужно ровно стать у стены, отметить конечную точку над головой. Затем измерить расстояние от пола до отмеченной точки сантиметровой лентой или рулеткой.
Для того, чтобы измерить массу тела нужны напольные весы.
2. Проведите измерения.
3. Результаты измерений запишите в рабочую тетрадь.
На основе схемы (с. 122) изготовьте модель «Внутреннее строение тела человека». Это может быть модель – аппликация, модель на интерактивной доске или компьютере. С помощью модели проверьте друг друга. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали.
Обсудим!
Науки об организме человека – анатомия, физиология, гигиена – не могут существовать друг без друга. Почему?
- Анатомия человека — наука о строении внешних и внутренних органов.
- Физиология человека — наука о работе органов и систем органов.
- Гигиена — наука о сохранении здоровья.
Все эти 3 науки дополняют друг друга. Анатомия изучает строение тела, но зная лишь о строении мы не сможем понять, как работает наш организм. Это изучает физиология. А чтобы организм был здоров, нужна гигиена, которая тоже основана на знаниях о строении тела и работе различных органов.
Проверь себя
1. Приведи примеры органов человека.
- головной мозг
- лёгкие
- сердце
- печень
- желудок
- кишечник
2. Какую работу выполняют названные тобой органы?
Головной мозг управляет работай всего организма.
Лёгкие обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.
Сердце работает как насос и заставляет кровь двигаться по сосудам.
Печень участвует в процессах пищеварения, кровообращения и обмена веществ.
Желудок производит переваривание пищи.
Кишечник завершает процесс переваривания. Образовавшиеся вещества всасываются через стенки кишечника в кровь и разносятся по всему организму. Непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника.
3. Что такое системы органов? Приведи примеры.
Система органов — это органы, которые связанны между собой и выполняют общую работу.
Например:
- Пищеварительная система: желудок, кишечник и печень. Это органы, которые участвуют в переваривании пищи.
- Кровеносная система: сердце и кровеносные сосуды. Это органы, которые обеспечивают движение крови в организме.
- Дыхательная система: лёгкие и бронхи. Это органы, которые обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.
- Нервная система: головной мозг, спиной мозг и нервы. Это органы, которые управляют деятельностью всего организма.
4. Какая система органов управляет деятельностью организма?
Деятельностью всего организма управляет нервная система. Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов.
5. Какие системы органов обеспечивают переваривание пищи и кровообращение.
Переваривании пищи обеспечивает пищеварительная система. В пищеварительную систему входят: желудок, кишечник и печень.
Кровообращение обеспечивает кровеносная система. В кровеносную систему входят: сердце и кровеносные сосуды.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: система органов.
Система органов — это органы, которые связаны между собой и выполняют общую работу.
2. Определи по схеме в учебнике или модели, где расположены твои внутренние органы: головной мозг, спинной мозг, сердце, лёгкие, желудок и другие. Попроси взрослых проверить тебя.