Учебник Плешаков 3 класс. 1 часть. Страницы 107 — 111

Страницы: 107 — 111

В царстве грибов

Вспомни, что такое грибы. Назови грибы, которые тебе приходилось собирать.

Грибы − это отдельное царство в живой природе. В прошлом ученые относили грибы к растениям, ведь они растут и не двигаются. Но потом в грибах были найдены вещества, которых нет в растениях, но они есть в животных. Однако от животных грибы тоже сильно отличаются. Поэтому грибы выделили в отдельное царство.

Мне приходилось собирать рыжики, подберёзовики, лисички, сыроежки, опята и сморчки.

Изучи по рисунку 1 строение гриба. Выскажи предположение, что изображено на рисунке 2. Проверь себя по тексту учебника.

На рисунке 1 мы видим, что гриб состоит из грибницы, которая находится под землей, а над землёй ножка и шляпка.

На рисунке 2 изображена связь грибов в лесу с деревьями. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету. Так грибы и деревья помогают друг другу.

1. Внимательно прочитайте описания грибов – двойников (с. 109 – 110). Найдите их на рисунке. Выделите отличительные признаки.

Отличительные признаки белого гриба и желчного гриба (ложного белого).

  • У белого гриба шляпка снизу белая или желтоватая, а у желчного — розовая.
  • У белого гриба на ножке рисунок в виде белой сеточки, а у желчного гриба — в виде тёмной сеточки.
  • У белого гриба мякоть на срезе остаётся белой, а у желчного — розовеет.
  • Белый гриб съедобный. Желчный гриб не ядовитый, но очень горький.

Отличительные признаки опёнка осеннего и ложноопёнка кирпично — красного.

  • У опёнка осеннего шляпка снизу желтовато — белая с тёмными пятнышками, а у ложноопёнка темная.
  • У опенка осеннего на ножке кольцо, а у ложноопенка кольца нет.
  • У опёнка осеннего мякоть белая с приятным запахом, а у ложноопёнка желтоватая с неприятным запахом.
  • Опёнок осенний — съедобный гриб. Ложноопёнок кирпично — красный — ядовитый гриб!

Отличительные признаки шампиньона и бледной поганки.

  • У шампиньона шляпка снизу розовая или фиолетовая, а у бледной поганки — белая.
  • У шампиньона на ножке нет мешочка, а у бледной поганки — разорванный мешочек.
  • Шампиньон — съедобный гриб. Бледная поганка — смертельно ядовитый гриб!

2. Прочитайте правила сбора грибов. Выберите правила, которые направлены на сохранение природы; безопасность человека. Помните, что собирать грибы можно только в присутствии взрослых.

Правила, которые направлены на сохранение природы:

1. Кода ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву и мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

2. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножом.

Правила, которые направлены на безопасность человека:

3. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

4. Не собирай грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества из окружающей среды.

Проверь себя

1. Из каких частей состоит гриб?

Гриб состоит из трёх частей: шляпка, ножка, грибница.

2. Как грибы связаны с деревьями?

Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету. Так грибы и деревья помогают друг другу.

3. Какое значение для леса имеют грибы?

Грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные. Также грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли. Грибы − богатство леса. Относись к ним бережно!

4. Какие ты знаешь съедобные и несъедобные грибы?

Съедобные грибы:

  • подберёзовик
  • шампиньон
  • сыроежка
  • белый гриб
  • лисички
  • грузди
  • подосиновики

Несъедобные грибы:

  • мухомор
  • бледная поганка
  • желчный гриб
  • ложноопенок кирпично-красный

5. Как правильно собирать грибы?

  • Собирать нужно только те грибы, которые знаешь.
  • Грибы нужно аккуратно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.
  • Нельзя раскидывать в сторону мох и листья, когда ищешь грибы.
  • Нельзя собирать старые грибы и грибы, которые растут вдоль шоссейных дорог, промышленных предприятий, в городских скверах.

Задания для домашней работы.

1. Запиши в словарик: грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы.

Грибница − это подземная часть гриба.

Съедобные грибы − это грибы, которые можно употреблять в пищу.

Несъедобные грибы − это грибы, которые нельзя принимать в пищу, они могут быть смертельно опасны.

2. Узнай грибы по рисункам. Назови их (устно). Если сомневаешься, посмотри в атласе – определителе.

  1. Бледная поганка.
  2. Сыроежки.
  3. Мухомор пантерный.
  4. Ложноопёнок кирпично−красный.
  5. Лисичка.
  6. Желчный гриб.
  7. Дождевик.
  8. Белый гриб.
  9. Шампиньон.
  10. Подберёзовик.

3. Используя атлас – определитель, вылепи из пластилина несколько съедобных и несъедобных грибов. Постарайся передать их отличительные признаки.

4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Кому нужен мухомор». Хорошо ли хотел поступить Серёжа?

Серёжа хотел поступить плохо. Сережа собирал грибы, но за час нашел всего пару сыроежек. Зато повсюду ему попадались мухоморы. Сережа хотел от злости пнуть мухомор, но его остановил пожилой человек с полной корзинкой грибов. Он рассказал что даже мухомор полезен, он нужен животным, растениям и человеку.

Хоть мухомор ядовит для человека, но слизни его едят с удовольствием, и белки откусывают понемножку, и сороки. А для лосей мухоморы − лекарство. Они могут их проглотить по 5 — 6 штук целиком.

Грибница мухоморов помогает расти деревьям, отдавая им часть воды и питательных веществ.

А еще мухомор яркий, красивый и радует глаз.

Поделитесь ответами с друзьями