Страницы: 66, 67
Откуда берутся снег и лед?
Вспомните, где вы видели снег и лёд. Откуда они берутся? Ответьте с помощью загадок. Проверьте себя с. 93
Летели серые гуси, нароняли белого пуха.
Серые гуси — это тучи, которые роняют белый пух — снег.
Всю зиму лежит, а весной убежит.
Зимой снег лежит повсюду, но весной тает и становится водой, которая ручьями бежит к рекам.
Не драгоценный камень, а светится.
Лед твердый и прозрачный, на свету он сверкает, как драгоценный камень.
Дедушка без топора мост мостит.
Мороз в сказках часто предстает в образе дедушки. Мороз может без топора заморозить воду, превратить ее в лед, и по этому льду, как по мосту можно спокойно переходить реку.
Практическая работа. Изучите свойства снега и льда. Для этого по рисункам-заданиям проделайте опыты. Выводы из опытов закончите устно.
Опыт первый.
Сгребем снег горкой. Эта горка останется рыхлой и в нее мы легко можем воткнуть палочку.
Возьмем кусок льда. Он твердый и прочный. Воткнуть в него палочку не получится. Если по этому куску ударить молотком, он расколется на множество осколков, разобьется.
Вывод: снег рыхлый, а лед твердый и хрупкий.
Опыт второй.
На столе разложим листы цветной бумаги. На один из листов насыпаем небольшую горку снега. Под слоем льда мы не видим бумаги, но видим, что снег имеет белый цвет.
На другой лист положить кусочек льда — цвет бумаги можно определить сквозь лёд. Повторим эксперимент с другими листами бумаги.
Вывод: снег белый, а лед бесцветный.
Опыт третий.
Попробуем сквозь горку снега разглядеть цвет цветной бумаги. У нас это не получится. Зато через кусок льда мы легко увидим, что бумага под ним желтая.
Вывод: снег непрозрачный, а лед прозрачный.
Опыт четвертый.
Взяли два стакана. Положили в один стакан лед, а в другой стакан снег. Подождали некоторое время. Снег и лед растаяли. В стаканах получилась вода.
Вывод: в тепле лед и снег тают. Образуется вода.
Ответы на вопросы в конце темы:
1) Что такое снег и лёд?
Снег и лед — это замерзшая вода.
2) Где образуются снег и лёд?
Снег образуется в тучах, а лед образуется на поверхности воды.
3) Как мы изучили свойства снега и льда?
Мы узнали, что снег рыхлый, а лед твердый, что снег белый, а лед бесцветный, что снег непрозрачный, а лед прозрачный. Также мы узнали, что в тепле и снег, и лед тают, и из них получается вода.