Страницы 28, 29
Что такое экология
Объясни, как ты понимаешь слово «экология».
Экология − это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
Назовите группы экологических связей, которые представлены схемами на с.29. Обратите внимание, что стрелки направлены в разные стороны. Как вы думаете, что это означает? Приведите примеры связей каждой группы. В своём ответе учтите направления стрелок.
ЖИВОЕ − НЕЖИВОЕ: взаимодействие живой и неживой природы. Например: солнце дарит тепло и свет растениям; растения выделяет кислород в воздух.
РАСТЕНИЯ − ЖИВОТНЫЕ: взаимодействие животного мира и растений. Например: животные едят плоды и семена; животные переносят семена растений на другие территории, помогают растениям распространяться.
ЧЕЛОВЕК − ПРИРОДА: взаимодействие природы и человека. Например: человек сажает растения; человек питается плодами растений.
2. Расскажите, что составляет окружающую среду для растения, животного, человека. Предложите модель, показывающую связь организмов и окружающей их среды. Обсудите представленные модели в классе. Выберите наиболее удачные.
Окружающая среда для растения: земля, вода, воздух, солнце, другие растения, птицы, животные и человек.
Окружающая среда для животных: земля, солнце, воздух, растения, вода, другие животные, человек.
Окружающая среда для человека: земля, солнце, воздух, вода, растения, грибы, животные и другие люди.
Модели связи организмов и окружающей их среды:
- Морковка − мышка − лиса − орёл.
- Солнце − трава − заяц − волк.
- Солнце − цветок − пчела − человек.
- Вода − водоросли − рыба − медведь.
Проверь себя
1. Что такое окружающая среда? Опиши окружающую среду природных объектов изображённых на схеме.
Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой.
Для дерева окружающая среда – это воздух, солнце, земля, вода, другие растения, животные, человек.
Для зайца окружающая среда − это воздух, солнце, земля, вода, растения, другие животные и человек.
2. Что изучает наука экология?
Экология − это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
3. Какое значение для людей имеет экология?
Знания об экологии позволяют человечеству сохранять в безопасности окружающий мир: думать о последствиях своих поступков, не причинять природе вреда, беречь и защищать её.
4. Как можно показать экологические связи с помощью модели?
Экологические связи можно показать с помощью таких моделей:
- Морковка − мышка − лиса − орёл.
- Солнце − трава − заяц − волк.
- Солнце − цветок − пчела − человек.
- Вода − водоросли − рыба − медведь.
Задания для домашней работы.
1. Запиши в словарик: окружающая среда, экология.
Окружающая среда − это всё, что окружает живое существо и с чем оно связано.
Экология − это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
2. Найди в библиотеке книги по экологии. Прочитай выбранную тобой книгу. Приготовь по ней сообщение, дополняющее материал урока.
Охрана природы
Давно прошли те времена, когда люди использовали природные богатства, не задумываясь о последствиях. Сейчас люди понимают, что нашей хрупкой природе грозит опасность, поэтому её начали охранять.
На многих промышленных предприятиях приняты меры для того, чтобы в окружающую среду попадало меньше опасных веществ.
Восстанавливают вырубленные леса. Чтобы сохранять редкие виды растений и животных, которые находятся на грани вымирания, создаются заповедники и национальные парки. Это закрытая зона для туристов.
Чтобы контролировать и вести учет редких видов растений и животных, была узаконена Красная книга России.
В Красную книгу России занесены:
- млекопитающие: выхухоль, уссурийский тигр, снежный барс, белый медведь, бурый медведь и другие;
- птицы: чёрный аист, скопа, беркут балобан, розовый фламинго и другие;
- насекомые: бабочка аполлон, необыкновенный шмель и другие;
- растения: орхидеи, ветреница, кувшинка, женьшень и др.