Страницы 130-133
В гости к зиме
1) По своим наблюдениям расскажи, что изменилось в природе с приходом зимы.
С приходом зимы стало холодно, вокруг лежит снег, а реки и озера покрылись толстым слоем льда. Дни стали короче, а ночи длиннее. Солнце едва-едва приподнимается над горизонтом. Деревья укрыты снегом, осталось мало птиц, а некоторые звери легли в зимнюю спячку.
2) Вспомни свойства снега и льда.
Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый.
Лед бесцветный, прозрачный, твердый.
Познакомьтесь по учебнику с изменениями в неживой и живой природе зимой. Подготовьте сообщение классу.
Сообщение «Изменения в неживой природе»
Зимой солнце висит очень низко над горизонтом и потому земля получает мало солнечного тепла. Из-за этого стоит холодная погода, температура опускается ниже нуля градусов.
Дни зимой короткие, а ночи длинные.
Реки и другие водоемы покрылись льдом, все вокруг укрыто снегом, во многих местах есть сугробы.
Зимой обычно не бывает дождей, а вместо них идет снег. Снег при сильном ветре называется метель.
Но зимой случаются и оттепели, и тогда снег начинает таять.
Сообщение «Изменения в живой природе»
Зимой в живой природе наблюдается затишье. Деревья давно сбросили листья и стоят укрытые снегом. Только хвойные деревья остались зелеными.
Под снегом можно увидеть зеленую траву, она не замерзает, потому что снег защищает ее от морозов.
Многие птицы улетели в теплые края, насекомые попрятались в укромные места и заснули. Спят и некоторые животные, например, ежи или медведи.
Зимой на снегу можно увидеть следы разных животных и птиц.
1) Расскажите, какие из перечисленных зимних явлений вы наблюдали в вашем крае.
В нашем крае я наблюдал сильные метели, с порывистым ветром, наблюдал изморозь, особенно часто она бывает на проводах и березках.
Наблюдал оттепель, когда снег слегка таял и становился рыхлым. После оттепели у нас случались гололедицы и тогда ходить по улицам надо было осторожно.
2) Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой.
Правила безопасного поведения на улице зимой.
1. Зимой надо носить теплую одежду и обувь.
2. Нельзя находиться на морозе слишком долго. При замерзании следует срочно зайти в теплое помещение.
3. Если на улице гололед, ходить следует осторожно, по посыпанным песком дорожкам.
4. Не следует ходить близко к стенам домов, ведь с крыши может упасть снег или сосулька.
5. Не следует выходить или играть на льду рек и озер.
1) Помогите Серёже и Наде распознать деревья.
- Ель. Хвоинки ели маленькие и жесткие.
- Береза. Ствол белый с черными пятнами.
- Клен.
- Желтый лист характерной формы, уронил Дуб.
- Сосна. Хвоинки спаренные и более крупные, чем у ели.
- Ясень
- Семена с шариками принадлежат Липе.
2) Под снегом можно увидеть зелёные травянистые растения. Как вы думаете, почему они не погибают зимой от морозов?
Снег хорошо защищает землю от мороза, его можно сравнить с одеялом. Под толстым слоем снега земля не промерзает и растения не гибнут.
3) Рассмотрите рисунки на с. 133. Чьи это следы?
Сверху вниз:
- Самый верхний след оставила лесная мышь, она маленькая и след у нее самый маленький. И между отпечатков лап виден след хвоста.
- След принадлежит зайцу. Он оставляет круглые следы, два побольше и два поменьше.
- След оставила сорока. Это птичья лапка и опознать этот след легче всего.
- След принадлежит белке. Он похож на след мыши, но крупнее и нет отпечатка хвоста.
- Последний след оставили копыта лося и их тоже узнать очень легко.
Ответы на вопросы в конце темы:
1) Как изменяется с наступлением зимы высота солнца в небе и продолжительность дня? К чему это приводит?
Высота солнца в небе уменьшается, уменьшается и продолжительность дня. Земля получает меньше солнечного тепла и устанавливается холодная погода.
2) Назови несколько зимних явлений в неживой природе.
Зимние явления в неживой природе: снегопад, метель, оттепель, изморозь, гололедица.
3) Что можно наблюдать зимой в живой природе?
В живой природе зимой мы видим голые, укрытые снегом деревья, некоторые животные ложатся в спячку, многие птицы улетели на юг, а те, что остались, стараются перекочевать поближе к жилью человека.